«Мадригал» на два голоса
В 1976 году в Доме пионеров Московского района Харькова начался творческий путь театра «Мадригал». За четыре десятилетия, не поменяв своего названия, он превратился из самодеятельной литературно-драматической студии в популярный молодежный театр.
Известность театр на улице Халтурина, 42 получил быстро благодаря сразу нескольким спектаклям, поставленным молодым выпускником режиссерского отделения Харьковского института культуры Владимиром Какуриным.
Вспоминаю тесную творческую связь коллектива с Харьковским ТЮЗом, когда все артисты этого театра были первыми зрителями премьерных спектаклей «Мадригала». Главный режиссер ТЮЗа заслуженный артист Украины Александр Беляцкий питал к молодежному коллективу особые симпатии и даже дал негласное распоряжение: в порядке исключения бесплатно пропускать на все спектакли юных артистов «Мадригала».
Ваш корреспондент встретился с основателем театра Владимиром Какуриным, а затем продолжил разговор с нынешним художественным руководителем «Мадригала» заслуженным деятелем искусств Украины Алексеем Настаченко.
Основатель
— Владимир Игоревич, вы действительно вначале создавали в Харькове самодеятельный театр чтеца?
— По формальной логике дело обстояло именно так, а на самом деле все задумывалось иначе. Когда после армии приехал в Харьков, в Доме пионеров свободной оставалась только доставшаяся мне ставка руководителя студии чтеца, а в Северодонецк, куда был направлен работать по распределению, возвращаться не захотел. До армии я был там вторым режиссером народного театра, а желал быть только первым. Как многие выпускники творческих вузов, в юности был жутким максималистом. Мечтал создать особенный театр, о котором бы заговорили по всему миру. Хотел во всех начинаниях быть только первым — всегда. В то далекое время умудрялся побывать на всех значительных спектаклях в престижных театрах советских республик. Когда были финансовые затруднения, то сидел на Бурсацком спуске и собирал в шляпу деньги на билет до Москвы или Ленинграда, чтобы посмотреть очередную нашумевшую премьеру.
— Почему театр получил имя «Мадригал»?
— В музыке существует такой вид вокальной поэмы с очень разными значениями. Хотелось создать универсальный театр, способный осуществлять драматические спектакли и модные в то время зонг-оперы.
Представляете, как трудно было создать театр с нуля?! Ходил по школам, рассказывал, что будем ставить рок-оперы. Заинтересовавшиеся мальчишки и девчонки становились моими первыми артистами, но попытки воплотить на сцене с неопытными исполнителями то, что задумал, ни к чему не привели. Со временем пришлось отказаться от этого сложного направления.
— Когда пришел первый успех?
— Театр состоялся, когда все работавшие кружки по интересам переехали в другое помещение, а в доме на Халтурина остался только «Мадригал». Интерес зрителей привлек спектакль «Девочка выздоровела» по рассказу Аркадия Арканова. То была попытка сделать спектакль без событийного ряда, просто на конкретном действии, создающем напряженную атмосферу. Мы искали свой почерк в процессе общетеатрального творческого эксперимента, который витал тогда над профессиональными сценами хороших театров. Конечно же, основное вниманием было сосредоточено на поиске серьезной драматургии — познавательной для нас и интересной для наших потенциальных зрителей.
— Через пять лет афиша «Мадригала» составляла конкуренцию многим харьковским театрам. «Мадригал» развивался и обретал новое поколение зрителей. Так почему вы приняли решение «убить» свое детище?
— В 1985-м на нашей афише было 13 названий спектаклей, которые при полных аншлагах артисты играли по 23 вечера ежемесячно. Особым успехом пользовались «Две стрелы» А. Володина, «А все-таки она вертится» Г. Хмелика, «Отпуск по ранению» В. Кондратьева, «Ночь после выпуска» В. Тендрякова. В том же году я выпускал свой первый творческий курс в институте культуры, на который возлагал перспективные планы, но… у нас отобрали здание. Попытки восстановить справедливость ни к чему не привели (кстати, это помещение так и не было кем-то «освоено» и сейчас оно выставлено на продажу, его можно приобрести за 400 тыс. долл.). Поэтому я принял приглашение от руководителей Ривненского театра кукол стать главным режиссером. Там обещали создать при театре молодежную драматическую труппу, но этого, к сожалению, не произошло. Была попытка работы в Донецком ТЮЗе очередным режиссером, но оказалось, что я очередным быть не умею. Вернулся в Харьков. Только театром уже не занимался, понимая, что в одну воду дважды ступить невозможно…
— Поддерживаете связь с теми, кто стоял у истоков «Мадригала»?
— В монографии «Если театры закрывают, значит, это кому-нибудь нужно…» Гарри Керцера, режиссера и автора книги «Театр-студия СИНТ-63», он вспоминает о «Мадригале». Так вот, полтора десятка «старичков» ежегодно собираются вместе в день рождения «Мадригала». Сначала я игнорировал эти встречи, а сейчас прихожу. Многие из бывших студийцев стали актерами, журналистами, телевизионщиками, однако и помимо них разные люди считают себя «мадригаловцами». Ведь в студии занималось 200 человек, основной состав труппы состоял из 33 актеров, музыкального ансамбля и семи административных сотрудников… Как-то в Берлине знакомый моего знакомого оказывал мне одну услугу. Мы встретились на вокзале и не собирались долго общаться. Он уехал из Украины 20 лет назад и последним его приятным впечатлением в Харькове стал мой спектакль «Ромео и Джульетта». Проговорили до утра…
Продолжатель
Новый этап жизни театра начался в том же 1985-м. Именно в этом году ведущий актер «Мадригала» Алексей Настаченко оканчивал режиссерский факультет Харьковского института культуры. Решив продолжить дело, начатое его творческим наставником Владимиром Какуриным, он обратился к оказавшимся без сцены мадригаловцам с предложением принять участие в работе над своим дипломным спектаклем. Получив согласие, Алексей Настаченко начинает аналитическое исследование социальной драмы «Вагончик» Нины Павловой. Спектакль был востребован и имел скандальный успех, поскольку в «Вагончике» режиссером был дешифрован закодированный драматургом спектр психологических проблем, касающихся семьи, школы, взаимоотношений между подростками. Внимание фокусировалось на том, как можно прожить жизнь, не сломав её в юности, а если ошибся, то как достойно выйти из сложной морально-нравственной ситуации. Главный вопрос: в каком «вагончике» ты уже едешь или собираешься? Спектакль давал понять, что за все свои проступки когда-то придется расплачиваться.
— Алексей Алексеевич, репетиции «Вагончика» проходили в аудиториях института культуры, а где вы играли спектакль?
— «Вагончик» получился созвучным времени или, как теперь принято говорить, был актуален. Поэтому на наши предложения показа спектакля с удовольствием откликались все клубы Харькова. После дебюта «Вагончика» на сцене Дома культуры завода «ФЭД» дирекция этого известного предприятия предложила нам творческое сотрудничество. С 1986 года мы уже три десятилетия показываем спектакли на этой сцене. Вот так заводской Дом культуры стал для «Мадригала» родным домом.
— Как театр наполнялся новыми идеями и исполнителями?
— То был очень сложный период, когда надо было начинать все с «белого листа». Необходимо было пройти через комплекс студийной работы, затем некоторое время пребывать в статусе народного драматического коллектива и только через полтора десятилетия выйти на уровень самоокупаемого театра. В 1999 году «Мадригал» достиг долгожданной цели и стал самостоятельным юридическим лицом как профессиональный коммерческий театр.
Ныне мы существуем пока еще не в статусе муниципального, но уже по законам профессионального молодежного театра. На протяжении многих лет при «Мадригале» работает творческая лаборатория, в которой повышают свою квалификацию выпускники актерских и режиссерских факультетов Харьковской академии культуры. Особо заинтересованные студенты становятся ассистентами режиссера и принимают участие в репертуарных спектаклях. Таким образом на базе нашего театра осуществляется возможность прохождения сценической практики, создания дипломных спектаклей студентами выпускных курсов.
— Руководит творческой мастерской старший преподаватель кафедры режиссуры ХГАК, заслуженный деятель искусств Украины Алексей Настаченко?
— Да, я её создатель и пока единственный руководитель. Такая мастерская необходима для воспитания специалистов, постановщиков различных профилей по таким направлениям, как режиссер драматического театра, режиссер массовых зрелищ, постановщик мюзиклов и шоу-программ. Кроме того, тесно сотрудничаем с педагогами по вокалу, хореографии, актерскому мастерству и технике сценической речи. «Мадригал» охотно делится практическими и теоретическими основами творческих профессий с воспитанниками авторской школы Бойко, в которой я регулярно провожу театральные мастер-классы.
— То есть, помимо отлаженного театрального процесса, ваша деятельность является еще и просветительской?
— Это важная часть не столько профессионального, сколько эстетического развития нового поколения. В 2013 году на базе коммунального учреждения культуры «Харьковский муниципальный культурный центр» (ул. Плехановская, 77, бывший ДК «Металлист») была создана и сегодня активно работает театральная школа по обучению юных талантов, основной задачей которой является воспитание универсального исполнителя такого сложного театрального направления, коим является мюзикл. В программу обучения входит актерское мастерство, основы вокала, хореографии, теория и история драматического и изобразительного искусства. Конечно же, не все они станут артистами, но зато у каждого значительно повысится культурный уровень.
— Благородное дело, требующее терпения, выдержки, а главное, веры и высокой ответственности за тех, кто будет у вас учиться. Сколько спектаклей сегодня в репертуаре, какие из них пользуются успехом у зрителей?
— Мне приятно осознавать, что у каждого спектакля есть свой особенный зритель. На нашей афише сегодня представлены практически все существующие жанры — от трагедии до драмы и комедии. Мы даем зрителю право широкого выбора, включая в репертуар мюзиклы и театрализованные шоу. Зрители отмечают красочность декораций, костюмов, современную зажигательную музыку и оригинальные сценические эффекты: разнообразные шоу — световое, проекционное и лазерное — и маппинг (зрелищное отображение на стенах). Все это сегодня ярко демонстрируется в детском спектакле «Бал принцесс». Над спектаклями для маленьких мы работаем с особой осторожностью, доказывая, что юные зрители пришли не на мультики, не в цирк и не на аттракцион в парке, а в театр, требующий к себе уважительного отношения. Выделять какой-то один спектакль из взрослого репертуара я не берусь, боясь обидеть зрителей, мнение которых не совпадет с моим. У нас на вечерних спектаклях зал не пустует.
— Помимо художественного руководства «Мадригалом», педагогической деятельности в академии культуры и театральной школе, вы еще являетесь главным режиссёром городских мероприятий. Создаете и воплощаете в массовом действе «Открытие Слобожанской ярмарки», «Открытие главной ёлки Харькова», проводите «Новогодние ночи на городской площади», открываете малые олимпийские игры «Дети Харьковщины». Уже много лет без вашего участия не обходится ни один выпускной бал на площади Свободы — и это далеко не полный перечень результатов вашей бурной деятельности. А когда собираетесь жить, Алексей Алексеевич?
— Жизнь — есть не что иное, как обретение смысла жизни. Мне кажется, я его, этот смысл, обрел. Главное — любить дело, которому посвятил свою жизнь.
Спасибо за беседу, Александр Егорович, но мне надо работать.
Александр Анничев.
Вехи жизни
Театр «Мадригал» под руководством заслуженного деятеля искусств Украины Алексея Настаченко — лауреат всесоюзных фестивалей народного творчества, активный участник всеукраинского форума молодёжи, лауреат фестивалей студенческих коллективов «Меридиан» и «Антреприза», а также форумов «Горловка-89», «Березіль-93» «Салтовская весна-2002, 2005, 2010»; принимал участие в городской благотворительной акции «Истоки добра» (2002 г.).
2002 г. — лауреат муниципальной творческой премии года за спектакль «Шут Балакирев» Г. Горина.
2004 г. — спектакль «Белая ворона» получил гран-при на фестивале негосударственных театров «Курбалесия»
2005 г. — художественный руководитель «Мадригала» становится лауреатом международного фестиваля в номинации «Лучшая режиссура» за спектакль «Отдайтесь гипнотизёру».
http://timeua.info/post/kultura/madrigal-na-dva-golosa-03774.html#